Национальный фестиваль модельеров и дизайнеров




профессор
Валерий
Савельевич
БЕЛГОРОДСКИЙ

ректор, доктор социологических наук


Московский государственный университет дизайна и технологии – динамично развивающееся учебное заведение, которое отвечает всем требованиям современного образования и в значительной степени определяет образовательную политику страны в области текстильной и легкой промышленности на ближайшие годы. В университете создана современная материально-техническая база, сложился высококвалифицированный педагогический и научный коллектив, сформировалась уникальная организационная культура. Своим приоритетным направлением развития вуз считает обеспечение качества подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных российской экономикой и современным обществом.

Отличительной особенностью обучения в МГУДТ является интегрированная система – сочетание учебы с реальной практической подготовкой. Эта особенность является одной из причин востребованности вуза среди молодежи – его выбирают за возможность получить современные знания благодаря высокому уровню профессорско-преподава-тельского состава и прочной связи образования, науки и практики.

Университет сегодня – это 11 институтов, колледж, 60 кафедр, учебно-методические лаборатории, 3 специализированных центра, музейно-выставочный комплекс. Реализуется более 180 образовательных программ по 26 укрупненным группам специальностей бакалавриата, специалитета, магистратуры, действуют аспирантура и докторантура.

Дизайн, изящные искусства, искусство костюма и текстиля, конструирование изделий из кожи, химическая технология, менеджмент, социология, психология – по этим и многим другим направлениям обучаются студенты МГУДТ. Вуз, известный как кузница кадров для текстильной и легкой промышленности на протяжении многих лет, сотрудничает с ведущими предприятиями этого сектора экономики страны.

При этом вуз функционирует как единый учебно-научно-производственный комплекс, где проводятся фундаментальные поисковые и прикладные исследования в рамках федеральных целевых и межвузовских научных и научно-технических программ. По результатам исследований ученые МГУДТ ежегодно публикуют свыше 250 научных статей, тезисов докладов, получают охранные документы на интеллектуальную собственность. В университете постоянно издаются тематические сборники научных трудов. В научной деятельности университета активное участие принимают студенты всех специальностей.

Учитывая социальный запрос общества, вуз стремится стать конструктором образа жизни, структурой, которая даст молодому человеку возможность реализовать себя в творчестве или науке. Мы четко знаем, что образование – это инвестиции в будущее, которое не за горами.

В вузе активно развивается и международное сотрудничество. Реализуются программы Французской школы дизайна ESMOD, направленные на полноценную подготовку специалистов по эффективному проектированию, управлению бизнес-процессами и организациями в модной индустрии. Международные контакты включают обмен преподавателями и студентами, стажировки за рубежом, посещение вуза специалистами мирового уровня. Наши студенты регулярно выезжают на учебу в вузы стран Европы.

Огромное значение в становлении молодых специалистов имеют конкурсы, инициированные университетом: Всероссийский конкурс молодых дизайнеров одежды «Кремлевские звезды», Всероссийский конкурс дизайна объектов среды «Мы строим будущее», конкурс студентов-дизайнеров STudent's ART, Международный конкурс дизайнеров обуви и аксессуаров ShoesStyle и др. В состав жюри этих конкурсов входят самые знаменитые дизайнеры и аналитики моды России: Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин, Юрий Назаров, Александр Хилькевич и многие другие. Каждый год в конкурсах участвуют более 3 тыс. студентов, которые, получив долгожданные дипломы, разлетаются в разные города и страны, увозя частичку Москвы с собой.

Секция «Прикладное искусство» Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» собирает ежегодно более 200 школьников, студентов средних и высших учебных заведений со всей страны, что дает им возможность определиться с выбором своей профессии и продолжить обучение в нашем вузе.

Секция «Прикладное искусство» Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» проводится по двум направлениям: выставка-конкурс прикладных работ и конкурс-демонстрация моделей одежды.

Творческие работы в области прикладного искусства, представляемые на конкурсы должны иметь обязательно культурологическую, экологическую или эргономическую проработку. Культурологическая проработка предполагает освещение связи разработанной модели с общественными запросами, наличие представления о новых тенденциях развития моды. Критерий выразительности формы и конструктивной целесообразности дизайнерского решения является здесь особенно актуальным.

От автора при создании оригинального образа требуется глубокое проникновение в сущность проблематики. Экологическая проработка дизайнерского проекта предполагает применение новых технологий и материалов, прошедших экологическую экспертизу, использование отходов производств для изготовления фрагментов костюма, обуви, аксессуаров и других работ прикладного искусства, нетрадиционное использование природных материалов, использование нетрадиционных материалов. Эргономическая проработка предполагает интересные решения по многофункциональности дизайнерского объекта, трансформации отдельных деталей изделия, эксплуатации предмета в нетрадиционном качестве, подкрепленные обоснованиями и расчетами.

Для дизайна свойственно наличие эстетической проблематики, понимание определенной родственности дизайна произведениям искусства и в то же время их кардинального отличия от подобных произведений. В работах должна быть сформирована новая эстетика, использоваться выразительные средства искусства: «образность», «гармония», «экспрессия». В работах принятых на конкурсы соединяются, как правило, культурологическая идея (духовность, целостность, жизненность, значимость для личности) с требованием изготовления и употребления предмета.

Рекомендации по подготовке экспозиции работ на выставке
Размер прикладных работ не должен превышать 200 см в высоту и ширину. Работа должна быть мобильной.

Если экспонирование работы предполагает, что работа должна висеть, то необходимо снабдить ее конструкцию соответствующими креплениями. При размещении работы на горизонтальной плоскости ее конструкция должна быть устойчивой.

В работах не допускается использование легко воспламеняемых, горючих, а также пачкающих материалов. При использовании в работе электрических элементов – вся проводка и соединения должны быть надежно изолированы. Конструкции работы не должны иметь травмоопасных элементов.

При подготовке экспозиции возможно:
использование дополнительных сопроводительных материалов (буклеты, листовки, плакаты), оформление стенда (исходя из размера одной секции стенда 1 метр в ширину и 2 метра в высоту, можно разместить: название учебной или ведущей организации, фотографии самой работы или процесса ее создания, другую информацию, относящеюся к выставляемой работе и докладу), использование музыкального сопровождения или видеоряда (в этом случае рекомендуется использовать ноутбук или планшетный компьютер).

Рекомендации по подготовке презентации работ на подиуме
Для показа на подиуме, участники представляют одну модель. В случае если участник конференции будет готовить к демонстрации коллекцию моделей, то необходимо учитывать, что жюри оценивает только одну модель. При работе над моделью следует учитывать большие масштабы зала, в котором будет демонстрироваться «подиумная» модель, т.е. рассчитанная на восприятие с подиума в условиях большого пространства. Мелкая, невзрачная форма костюма может просто «потеряться» на подиуме, тем более, если она одна. Напротив, мощные значительные формы воспринимаются зрительно лучше и кажутся более пропорциональными по отношению к подиуму. Конечно, любая крупная форма должна иметь разумные ограничения, иначе манекенщица в костюме просто не сможет выйти из-за кулис на сцену, ведь чтобы попасть на подиум, модель должна пройти в пространстве между декорациями, а может быть, ей придется даже подняться из зрительного зала на сцену по ступенькам.

Манекенщица в конкурсном костюме должна в течение 2-3 минут дефилировать по подиуму. Жюри и публика за короткое время должны рассмотреть костюм, «прочитать» идею автора, оценить качество изготовления модели. Поэтому модель не должна быть слишком перегруженной, «запутанной», хаотичной.

Конкурсная модель должна иметь четкий, хорошо читаемый силуэт. В тот момент, когда модель выходит на сцену, она находится на значительном удалении и от зрителя, и от жюри. При этом детали костюма не видны, хорошо просматривается только силуэт костюма, поэтому четкость и ясность построения силуэта очень важны для первого восприятия.

По мере движения по подиуму манекенщица приближается к жюри, становятся видны мелкие детали костюма, материалы, из которых выполнена модель и качество ее изготовления. В этот момент, когда манекенщица доходит до конца «языка», она должна показать свою модель во всей ее полноте.

На модели могут быть трансформирующиеся детали, сборные и разборные или сворачивающиеся и разворачивающиеся элементы, помогающие более полно понять замысел автора. Действия с ними на подиуме должны быть простыми и понятными зрителю, а также самой манекенщице, которая будет их демонстрировать. Если манекенщица запутается в сложных элементах, модель может проиграть в глазах зрителей, поэтому не следует слишком усложнять модель.

Кроме технологических и конструктивных достоинств модели на конкурсе оцениваются и ее эстетические качества: пропорциональность форм и членений, гармония цвета и т.п.
Одежда и дополнения должны соответствовать естественным пропорциям человеческого тела, не стоит насильно деформировать природные формы тела, лучше подчеркнуть их красоту. Человек – это как драгоценный камень, созданный природой, оправу для которого дает костюм. Цветовое решение также должно гармонировать с обликом человека, поэтому в костюме не стоит использовать ядовитые или «слащавые» сочетания, тоскливые и грязные цвета.

Критерии оценки костюма, текстильных изделий, аксессуаров и украшений и других работ прикладного искусства, представленных на секции «Прикладное искусство»

  1. Новизна идеи.
  2. Оригинальность художественного образа.
  3. Актуальность разработки.
  4. Уровень графической подачи материала.
  5. Технический уровень исполнения изделия: конструктивные и технологические особенности.
  6. Применение новых технологий и материалов, нетрадиционное применение известных материалов.
  7. Выразительность формы и конструктивная целесообразность дизайнерского решения.
  8. Умение представить свою работу и защитить ее перед жюри.